C разрешения Asel Azi Tegin, ранее работавшей в представительстве Search for Common Ground в Бишкеке, публикуем её заметки, посвящённые Судану. Сегодня Asel работает в офисе Search for Common Ground в Хартуме. В заметках сохранен авторский стиль, текст публикуется без значимых изменений.
Для справки. Search for Common Ground международная неправительственная организация, работающая в более чем 30 странах мира по предотвращению насильственных конфликтов и построению безопасного и справедливого общества. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США). В 2018 году организация была номинирована на Нобелевскую премию мира.
PreventionMedia на протяжении длительного времени подробно освещал деятельность Search for Common Ground в Кыргызстане по реформированию системы религиозного образования, гармонизации законодательной сферы в обеспечении религиозной свободы и возвращению женщин и детей из Ирака и Сирии.
Немного про Судан. Полное официальное название страны Джумхуриайт ас-Судан, которое происходит от арабского словосочетания bilād as-sūdān, что значит “страна чёрных”. Судан находится на северо-востоке Африканского континента и граничит с Египтом, Ливией, Чадом, Центрально-Африканской Республикой, Южным Суданом, Эритреей и Эфиопией. Столица Хартум.
Судан получил независимость 1 сентября 1956 году от Египта и Великобритании. В 2011 году чтобы положить конец затяжному внутреннему вооружённому конфликту с многочисленными жертвами среди гражданского населения был проведён референдум, по которому Судан разделился на две части Судан и Южный Судан.
Население более 30 млн. человек. Более 70% населения составляют арабы, 6% кушиты (беджа) и остальные народности. Официальные языки арабский и английский. Более 90% населения исповедуют ислам суннитского толка. В основном распространён маликитский мазхаб, но есть приверженцы ханафитского и шафиитского мазхабов.
В сентябре 2020 года переходное правительство Судана отделило религию от государства, таким образом, была поставлена точка в 30-летнем правлении по шариату. Также был отменен закон о вероотступничестве и публичной порке. Судан является одним из самых терпимых стран по отношению к шиитам, где преобладает сунниты. Также Судан известен тем, что на его территории с 1991 по 1996 годы укрывался Усама бин Ладен. В декабре 2020 года Судан был исключен из списка стран-спонсоров терроризма, составленного правительством США.
Суданский дневник Asel: суданцы очень расслаблены
Рабочий график у нас длиться с 08.00 утра до 16.00 часов дня. Есть один перерыв на завтрак, как тут его называют, на полчаса с 11.00 до 11.30. Фактически он длится до 12 часов.
Люди очень расслаблены. Не спешат ни в чём. Даже нам, кыргызам, дадут фору в этом. Действительно, всё познаётся в сравнении.
Элементарные погодные условия могут стать серьезной причиной для приостановки работы. Несколько дней назад был ливень. Так он просто парализовал движение в городе. На дорогах образовались огромные лужи, затопило дома. Мои коллеги, которые жили далеко, не смогли доехать до офиса. Самый доступный транспорт, рикши, которые просто плавали по воде.
Конечно, местное население привыкло к таким погодным условиям, я видела, как люди спокойно переходили лужи босыми. Просто другого выбора нет. Ходить босиком в офисе норма, оказывается. Причем для пола используется исключительно кафель; о ковролине и речи нет. После ливня поняла, что кафель самый практичный материал для дома и офиса.
Суданцы живут большими семьями; несколько поколений в одном доме. Дома строят специально большими, чтобы места хватило всем. Мы живём в доме местного бизнесмена. У него большой четырёхэтажный дом. На трех этажах живут члены его семьи. Нам дали трёхкомнатную квартиру на одном из этажей. Хозяин сказал, что пока гостей не ждет, поэтому может сдавать. Нам с детьми так удобней и безопасней. Нет головной боли, как заводить генератор и как оплачивать коммунальные услуги. Его семья делает всё сами.
Архитектура домов очень интересная. Очень красивая планировка зданий. Внутри конечно все в «золоте». Напоминает Кыргызстан десять лет назад.
Намаз
Знаете, что я заметила в Судане. Тут нет сакрализации намаза. Люди спокойно молятся, когда наступает время молитвы в любом доступном месте. Я видела, как люди расстилают коврик для намаза прямо на земле во дворе или на полу в офисе и совершают молитву. Намаз гармонично влился в жизнь суданцев и стал ежедневным ритуалом. Никто не считает себя праведнее других. Очень хотелось бы, чтобы в нашем обществе тоже пришли к такому восприятию намаза.
Платок
Перед отъездом я больше всего готовила гардероб, включая платки. За последние два года в Хартуме отношение местных к внешнему облику женщин стал менее требовательным, оказывается.
В самом Хартуме в целом можно ходить без платка. Местные относятся с пониманием и уважением. За пределы Хартума, в сёлах, желательно прикрыть голову. Например, вчера когда ходила на свадьбу, сказали лучше платок надеть.
С другой стороны, когда сильно жарко лучше накинуть шарф или платок, потому что они хорошо защищают от солнечных лучей. Тут в 07:30 утра уже 30 градусов и солнце будто бы и не заходило.
Еда
С едой, конечно, много сложностей. Во-первых, из-за жары вообще не хочется есть. Особенно детям. Только пьют воду. Выяснилось, что суданская кухня не подходит нашим вкусовым привычкам. Кроме этого, очень большая проблема с гигиеной в местах общепита. Султан просто отказывается заходить в местные кафе. Ходим в кафе и рестораны, куда ходят экспаты. Из плюсов — чисто и вкусно; из минусов — дорого, почти в три раза.
Да еще и боишься лишний раз ходить в эти кафе, где тусуются экспаты; всё-таки эти места мишень для атак со стороны радикалов. А суданское правительство, как вы знаете до сих пор под санкциями некоторых западных стран за финансирование терроризма.
Фрукты очень вкусные! Ели арбуз; запах ароматный и вкус бесподобный прям как в детстве с арбузных полей Отуз-Адыра.
Мясо тоже вкусное. Султан говорит, что даже курица в KFC вкуснее. В целом продукты дороже чем в Бишкеке. Только бананы дешевые; 40 сом за кг.
Безопасность
В целом Хартум безопасный город в плане статистики преступлений. Говорят, что до революции 2019 года, во время шариатского правления был еще безопасней. Сейчас уровень мелких правонарушений всё-таки увеличился. Высокий уровень бедности, новое правительство, переходной период, плюс еще последствия коронавируса дают о себе знать. Сказали, что нужно быть осторожно с мобильными телефонами; байкеры могут вырвать на ходу. Мы правда ни разу не видели еще таких случаев.
На улице нет полиции; нет гаишников или патрульных. Знаков дорожного движения тоже нет; почти нигде. Светофоры есть; работают. Несмотря на всё это, статистика ДТП минимальная, говорят. За всё наше пребывание мы не видели ни одного случая ДТП.
Гисма — моя сегодняшняя героиня
Гисма моя коллега в суданском офисе. Она держит в чистоте офис, угощает всех чаем и кофе, а также готовит завтрак (полноценный обед в нашем понимании) для сотрудников офиса.
Гисма каждый день в общей сложности тратит 6 часов, чтобы добраться до офиса и обратно доехать домой.
Она очень наблюдательна, аккуратна и ответственно выполняет свою работу. Знает, какой чай или кофе пьет каждый из сотрудников. В моем случае тоже, через день она подошла ко мне и уточнила, что я люблю темный черный чай и добавляю пол чайной ложки сахара. Мне было очень приятно, что Гисма обратила внимание на то, как я пью чай. Мое утро начинается с чашки чая и заботливой улыбки Гисмы. Она спрашивает, как мои дети поживают. И как только сажусь за свой стол, она подаёт чай и желает мне хорошего дня. Она очень вкусно готовит; коллеги моментально уплетают все ее блюда.
У Гисмы близнецы-мальчики; им по 8 лет. Она работает, чтобы у мальчиков была одежда, питание и школьные принадлежности.
Несмотря на такую большую дистанцию она неустанно работает и старается создавать комфорт для сотрудников. Она говорит, что если сотрудники будут чувствовать себя комфортно, то будут хорошо работать; а если хорошо работают, то будет много проектов, которые принесут деньги для офиса.
Текст подготовлен PreventionMedia